A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МБОУ Школа №149
имени Героя Российской Федерации А.И.Баранова

 В сентябре 2023 года в музее МБОУ Школы N149 была открыта экспозиция Герои СВО. На ней представлены макет боевого вертолета, фото из личного архива и документы отца нашей ученицы 8а класса Руденко Ксении - Руденко Тараса Федоровича, который участвует в СВО в качестве добровольца-контрактника.

 

 

 Видеоурок

 

 

Фотокор-1

IMG 8637


      Неизменным спутником фотокорреспондентов была их камера. Такая как эта: фотоаппарат "Фотокор-1". Это простая, но универсальная прямоугольная камера формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции, камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех других видов съемок при различных условиях освещённости. Двойное растяжение меха, уникальное в практике отечественного фотоаппаратостроения, позволяло применять «Фотокор-1» для различных репродукционных работ и макросъёмки. Фотоматериалом служили стеклянные фотопластинки формата 9×12 см. Пластинки заключались в металлические кассеты, односторонние и двусторонние, вдвижного типа.
      Важным является тот факт, что печать со стеклянных фотопластинок проводилась контактным методом. Благодаря мобильности данного метода печати, «Фотокор-1» стал классической камерой для съёмки фотохроники Великой Отечественной войны. Так же он был удобен из-за своей компактности: он легко складывался и быстро разбирался, занимал немного места. Настройка фокуса осуществлялась грубо вручную, но довольно просто: стойка объектива выдвигалась на позицию по салазкам, затем, перемещая сами салазки с помощью рифленого никелированного ролика, можно произвести точную наводку.
      За предвоенное десятилетие таких аппаратов было выпущено в СССР более миллиона штук. Это так же обеспечило большую популярность этого фотоаппарата среди корреспондентов и просто бойцов Великой Отечественной войны. Большинство фотографий было сделано именно при помощи «Фотокора-1».

 

 Немецкая каска

IMG 8639


      В Германии первые каски были разработаны ещё до Первой мировой войны. Они назывались "пикхельм" по отличительной черте – пики наверху каски. Однако во время Первой мировой войны выяснилось, что такие каски непрактичны – они демаскировали бойцов, выдавая их перемещение по окопам. Потому в 1916 году были разработаны новые каски, которые получили название М-16. Эта каска хорошо прикрывала голову, плечи, затылок и лоб бойца. Подобный образец каски показал свою эффективность, потому уже после Первой мировой она поступила на вооружение ряда других стран.
      После прихода к власти Гитлера в Германии начинается перевооружение армии. И в 1935 году появляется каска М-35. Она, по сути, является улучшенной моделью каски образца 1916 года. Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боя, повлияли и на характеристики каски. Она стала более легкой, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Бойцу нужно было иметь более широкий обзор и не затруднять себя во время передвижения. Все последующие модели немецкой военной каски, в том числе самый распространенный вариант 1942 года, изменялись только технологией изготовления, но внешний дизайн не менялся.
      В нашей экспозиции вы можете видеть как раз подобную каску. Отличительными чертами немецкой каски М-35 и последующих моделей – это ярко выраженный козырек, изгиб боковых краев для защиты ушей и дырочки для вентиляции. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды.
      Дизайн немецкого шлема был настолько удачный, что его стали использовать, с незначительными модификациями, и после окончания Второй мировой войны. Например, подобные шлемы были на вооружении войск США и НАТО в 1980-х гг.

 

Похоронка

IMG 8634

      Много горя принесла война в нашу страну. По подсчетам историков в ходе боев погибло более восьми с половиной миллионов советских солдат. Во все концы страны летели печальные письма: извещения о гибели военнослужащего. Клочок бумаги, который боялись получить в семьях солдат, ушедших на войну, в народе метко окрестили «похоронка».
      Подобный подлинный документ есть на выставке нашего музея. Это извещение о смерти бойца Михайлова Ивана Яковлевича.
      В "похоронке" сообщалась дата и обстоятельства смерти бойца, место его погребения. Однако часто "похоронка" могла и не содержать всех этих сведений, оставляя родных бойца в неведении о подлинной судьбе их близкого человека. Иногда родственникам за время войны приходило несколько извещений ("похоронок"), а человек оказывался живым. Бывало это очень-очень редко, чаще «похоронка» содержала горькую правду.

 

Солдатская ложка

IMG 8635


      По воспоминаниям ветеранов, помимо оружия (а в некоторых ситуациях и прежде него) на войне ценились три вещи: саперная лопатка, ложка и котелок. В нашем музее хранится самый простой и прозаичный из этих предметов – обыкновенная солдатская ложка.
      Алюминиевую посуду в русской армии ввели в 1895 году, и к началу Первой мировой войны все войска снабжались ей, хотя алюминий на то время был достаточно дорогим металлом. Дело в том, что до этого в армии использовали посуду из луженой меди, которая была в несколько раз тяжелее. С учетом общего веса обмундирования солдата, который нередко превышал 20 кг, облегчение даже в пару кило было существенным.
      Несмотря на то, что в Красной Армии ложка и котелок выдавались каждому новобранцу, многие предпочитали домашние столовые приборы. Считалось, что эта малая часть дома – своеобразный талисман, который позволит скорее покончить с войной и вернуться к родным. Чтобы придать приборам индивидуальность и не перепутать их, на ложки наносили гравировку, выцарапывали или выбивали иголкой инициалы, год рождения, часть, иногда надписи-лозунги, типа «Смерть фашистам!»
      Перед вами самодельная ложка бойца Воронина Емельяна Николаевича. До войны Емельян Николаевич жил в деревне, он сам сделал ложку, которую и взял с собой из дома, когда в 1943 году его призвали на фронт. Мы видим на ней нацарапанную букву В – Воронин. Этот предмет действительно стал талисманом для бойца и в трудную минуту напоминал о доме и родных. Емельян Николаевич вернулся с Победой домой, а ложка стала передаваться из поколения в поколение как семейная реликвия.